Проведение маркетинговых исследований

Интернет сегодня является оптимальной площадкой для проведения маркетинговых исследований. В первую очередь благодаря тому, что предоставляет прямой доступ к огромной аудитории — в 2020 году хотя бы раз в месяц интернетом пользовались 78.1% жителей России старше 12 лет. Маркетинговые исследования в онлайн-режиме обладают следующими преимуществами:

– Возможность опросить большое количество человек без каких-либо географических ограничений.
– Минимальные затраты: не нужно тратиться на работу интервьюверов и аренду помещения.
– Высокая скорость сбора и обработки данных.
– Психологическая свобода респондентов: социологи утверждают, что в интернете люди ведут себя более расковано, даже предоставив реальные данные о себе.

Впрочем, существуют у этого подхода и некоторые относительные недостатки:

– Непрезентативность: определить, насколько соответствуют истине указанные респондентом данные о своей социальной группе (пол, возраст и т. д.), практически невозможно.
– Несовместимость с некоторыми специфичными тематиками: так, проводить онлайн-исследование по продуктам, главной аудиторией которых являются пенсионеры, малопродуктивно. Хотя и этот тренд постепенно уходит в прошлое — в 2020 году как минимум раз в месяц в интернет заходила почти половина (49.7%) россиян старше 55 лет.

Чаще всего в интернете используются все те же методы маркетинговых исследований, что и в офлайне: опрос, интервью и фокус-группа.

Опрос

Интернет-опросы чаще всего проходят в формате анкетирования пользователей посредством email-рассылки либо же прямо на сайте компании, заинтересованной в исследовании. Второй вариант позволяет рассчитывать на максимальное попадание в «свою» аудиторию. Кроме того, сегодня существует немало компаний, специализирующихся именно на интернет-исследованиях и располагающих собственной базой респондентов.

Интервью

Отличия от офлайн-формата минимальны: респондент все так же отвечает на ряд вопросов как можно более развернуто. Технические решения могут быть как синхронными (видео-чат), так и асинхронными (интервью по мессенджеру или электронной почте).

Фокус-группа

Собрать определенную группу людей с нужными характеристиками в интернете значительно проще, чем в офлайне. При этом респонденты, как уже говорилось, будут чувствовать себя гораздо менее зажато, чем при физическом пребывании в одном помещении с незнакомыми людьми. Их ответы и мнения будут более откровенными, а влияние членов группы друг на друга снизится до нуля.